четверг, 16 мая 2024 г.

РУССКАЯ БАНЯ И БАНИ МИРА. ЩЕДРЫЙ ЖАР.

Вода, всевозможные водные процедуры — они творят чудеса, помогают закалиться. А тот, кто закален, способен дать самый решительный бой любой болезни. Простая русская баня! Во время «глобальных» пандемий гриппа, когда люди стараются не дышать друг на друга, а провизоры в аптеках надевают защитные марлевые повязки, я неизменно встречал на горячем полке всех своих друзей. В добром здравии. Веселыми и жизнерадостными. О гриппе они и не вспоминают. Такими им помогла стать баня с ее нехитрой, но разумнейшей, священной тысячелетними традициями системой закаливания. Я неизменно встречаю на горячем банном полке многих спортсменов. И Андрея Старостина, и Всеволода Боброва, и Константина Реву, и Анатолия Тарасова «со хоккейной дружиной». Все чаще бани стали сооружаться при стадионах, спортивных валах, плавательных бассейнах, ибо стали понимать — спортсмену без них не обойтись, они — неотъемлемый элемент физической культуры, часть тренировочного процесса. Кстати сказать, эти традиции идут еще со времен античного спорта, со времен древнегреческих олимпиад. Встречаю я на банном полке и художников, писателей, артистов. Мне рассказали, что артисты Большого театра даже соорудили свою баню, которая им, в особенности мастерам балета, помогает восстанавливать силы, «разряжать» большое нервное напряжение, от которого не так просто избавиться после продолжительных выступлений на сцене. Как-то я разговорился со строителем, исколесившим многие страны. Он строил Братскую ГЭС и Асуанскую плотину. — Не знаю, — сказал он, — что бы было, если бы не русская банька. Это она приучила меня и к жаре, и к холоду. Да, в наш век гигантских перелетов, освоения новых территорий, в век освоения космоса люди должны быть готовы к тому, чтобы безболезненно привыкнуть к новым климатическим условиям. Что, как не закаливание (и баня в том числе), может им сослужить в этом отношении добрую службу! Не случайно в режиме подготовки наших летчиков-космонавтов баня занимает далеко не последнее место. Встречаю я в бане и молодых, и людей уже преклонных лет. Один старый врач, непременный посетитель парной, объяснил мне, что в пожилом возрасте наблюдается нарушение равновесия и запаса прочности человеческого организма — того, что физиологи называют гомеостазом. Все труднее поддерживать взаимодействие с окружающей средой. Так вот, различные меры закаливания, и особенно банная процедура, помогают наладить это равновесие, содействуют живительным процессам саморегулирования организма. Зачастую жалуются на плохой сон, принимают снотворные таблетки, которые при систематическом употреблении не так уж безвредны. Мои друзья по банному полку, как правило, не нарадуются своему, поистине богатырскому сну. А тот, кто занят «сидячей» работой, говорит, что баня с ее многообразным воздействием для них своего рода физическое упражнение. И если, скажем, купаться в реке можно преимущественно летом, а ходить на лыжах или кататься на коньках только зимой, то баня к твоим услугам круглый год. И никаких не надо для этого особых условий, никаких сложностей. — Вошел в баню с плохим настроением, — говорят мои друзья, — вышел в прекрасном расположении духа. Да, все мы убедились, как банная процедура возвращает душевное равновесие, устраняет неврозы — бич нашего напряженного, бурного века, снимает чувство тяжести и беспокойства. «Благодарные ласке банной», мы, участники «операции березовый лист», неизменно выражаем горячее желание передать свою любовь и другим. Зачастую, как это положено в среде настоящих друзей, мы спорим между собой о «методах» использования бани, о том, как, скажем, «сделать вкусный пар», или даже о том, какой веник лучше. И зачастую не приходим к общему знаменателю. Пробовали «залезть» в «банную» литературу, но таковой оказалось прискорбно мало, а старые книги, где можно добыть кое-какие сведения о пользе щедрого жара, чаще всего оказывались библиографической редкостью — их разве что можно было добыть ценой многодневных поисков у букинистов. — Вот ты, журналист, — говорили мне друзья. — Взял бы и написал о русской бане. Сейчас в мире много говорят о финской сауне, а древнейший и полезнейший культ русской бани забывают. Еще конкретно не думая о книге, я стал исподволь собирать различные сведения о бане. Записывал «рецепты» парильщиков с многолетним стажем — чаще всего это были старые спортсмены. Я беседовал с историками, писателями, этнографами. Подружился на «банной почве» с гигиенистами, физиологами, биологами, ботаниками, косметологами. Я стал штудировать медицинскую литературу от Гиппократа до наших дней. Я познакомился с интереснейшей книгой пастора Себастьяна Кнейпа «Мое водолечение» (Кнейп, будучи студентом, заболел туберкулезом и, оказавшись на грани смерти, вылечился водными процедурами). Я читал сочинения знаменитого «апостола воды» силезского крестьянина Винсента Пристница. Моими настольными книгами стали книги М. И. Сеченова, И. П. Павлова, И. И. Мечникова, В. И. Вернадского, И. Р. Тарханова, В. А. Манассеина, П. Ф. Лесгафта, Ф. Ф. Эрисмана, Г. В. Хлопина. Я подолгу беседовал с работниками бань — с теми кто их строит, кто «управляет» банной печью, кто специализируется на мытье и массаже и заготовляет банные веники. Так родилась эта книга.ЩЕДРЫЙ ЖАР.

Комментариев нет:

Отправить комментарий