воскресенье, 21 февраля 2016 г.

РУССКАЯ БАНЯ и БАНИ МИРА. СЕРНЫЕ БАНИ ТБИЛИСИ.

Тбилисские серные бани


Серные баниСегодня Тбилиси является крупнейшим экономическим и культурным центром Грузии. Занимаемая территория - более 250 кв.км. В городе проживает около 1500000 человек более чем 80 национальностей. Главными символами столицы Грузии являются Тбилисские серные бани. Они расположены в старинном «банном квартале города», который так и называется - «Абанотубани», с которого практически началась родословная и строительство столицы Тбилиси. На Востоке бани получили широчайшее распространение и всеобщую любовь. Вместе с развитием медицины  были разработаны новые методики лечения больных и поддержания чистоты тела с использованием банных процедур и массажа. Благодаря трудам арабских ученых эти методики способствовали распространению бань в Грузии, Хиве, Бухаре, Армении.

Со времен древнего государства Урарту на территории Грузии начали строить бани с естественным паром. Этот пар грузины получали из горячих источников, насыщенных серой Горячая вода текла прямо из скалы в банное помещение по специальным глиняным трубам... Этой водой заполняли облицованные мрамором бассейны, покрытые куполообразной крышей, через которую в помещение попадал мягкий свет. Сами купальни располагались в гротах.

Известно, что бани были облицованы серым пористым камнем и мрамором. Иосиф Гришашвили, народный поэт Грузии, выразился следующим образом: «Не побывать в них - все равно, что приехать в Париж и не подняться на Эйфелеву башню». В современных серных банях есть душ, бассейн с дымящейся серной водой с двумя примыкающими каменными массажными ложами, на которых мекисе (банщик-массажист) делает массаж-мытье специальной рукавицей из натурального грузинского коврика, в меру жесткой, но не царапающей кожу, а прекрасно очищающей тело.

Согласно современным отчетам врачей-физиотерапевтов и курортологов температура воды в сероводородных ваннах должна составлять 35–37? С. Продолжительность процедуры обычно составляет 8–12 минут. Оптимальная концентрация сероводорода может быть 1,5, 3,0 и 4,5 моль/л (или 50, 100, 150 мг/л). Ванны проводят через день или два дня подряд с перерывом на 3-й день. Курс лечения установлен в 12–14 процедур.

Следует иметь в виду, что здесь приведены данные о применении сероводородных вод, специально приготовляемых в условиях клиники. Естественные источники серных вод могут, кроме того, содержать и другие химические соединения со своими концентрациями и могут отличаться по своему лечебному эффекту. Поэтому во всех случаях обращения к горячим серным водам каждому необходимо посоветоваться с врачом. Только после этого вы можете получить желаемый результат. Считается, что здоровье, красота и привлекательность грузинских женщин зависят исключительно от систематического посещения бань и банных процедур.
СЕРНЫЕ БАНИ

Тбилиси


Тбилисские серные баниТбилиси (до 1936 г. Тифлис), с 12 в. столица Грузии, расположена в Тбилисской котловине вдоль реки Куры. Существует легенда, что основатель города Тбилиси, грузинский царь Вахтанг охотился в долине и подстрелил оленя. Умирающий олень приник к бьющему из-под земли горячему серному источнику и  мгновенно исцелился. Позже, именно на этом месте, по приказанию царя был построен великолепный город, который назвали Тбилиси.  В юго-восточной части Тбилиси находится его древнее ядро - Старый город с узкими улицами, сохранившими черты средневековой застройки: развалины цитадели Нарикала, храм Метехи (1278-1293 гг.).

Именно здесь, вдоль улицы Иосифа Гришашвили находятся знаменитые во всем мире тбилисские серные бани. Огромные серные источники были открыты много веков назад. В древнем Тифлисе (название города Тбилиси до 1936 г.) существовало несколько больших бань, причем наиболее знаменитые именовались именами владельцев: Зубаловские, Орбелиановские, Бебутовские и др.

Через некоторое время, когда в двадцатом веке началась масштабная реконструкция старого Тбилиси, довольно много бань (с видом на набережную) были снесены. Известные бани Тбилиси не один раз были разрушены и вскоре построены заново. К примеру, в 1775 году после ужасного нашествия персов, когда практически все бани были уничтожены, но позже выстроены в очередной раз. С незначительными архитектурными изменениями эти бани просуществовали до нашего времени.

Самой древней баней считается Ираклиевская баня. Архитектура бань специфически Восточная. Тбилисские бани являются низкими зданиями, сверху прикрытые чудесными куполообразными крышами со стеклянными большими отверстиями в центре, которые играют основную роль в освещении комнаты. Известно, что в старину время купания в банях не ограничивалось, и уже помывшиеся люди могли оставаться в них хоть до утра. Тбилисские бани были своего рода "клубами", где горожане любили проводить свой досуг, здесь назначали деловые встречи и даже задавали обеды. Именно в банях свахи довольно часто устраивали смотрины.

Большое количество путешественников, которые известны и ныне, оставили нам детальные описания тифлисских бань. Василий Гагара (русский известный путешественник) был невероятно поражен удивительными свойствами бань Тбилиси. Наибольше впечатления, из всего путешествия по Кавказу,  Александр Дюма получил именно после пребывания в тбилисской бане.
Александр Сергеевич  Пушкин, посетив Тифлис, описал бани в "Путешествии в Эрзерум": "Гасан начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу, после чего он начал ломать мне члены, вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком: я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение..." После появления рассказа в печати, владелица московских бань Ламакина выписала из Тифлиса на пробу банщиков-татар, однако они не имели большого успеха у москвичей, которые обожали свои традиционные способы посещения бани.

Чудеса света


Серные баниДревние арабские писатели, между прочим, относят тифлисские бани к «чудесам света». Все они были каменные, со сводами, свет проникал сверху через купола, едва освещая глухие кирпичные стены; пол выложен был плитами серого пористого камня, из него же - ванны. В так называемых особых номерах ванны облицованы мрамором; пол в прихожей устлан коврами, а лавки покрыты разноцветным сукном, в изголовье кладутся продолговатые подушки-мутаки. «... Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань», рассказывает А. С. Пушкин в своем «Путешествии в Арзрум во время похода 1829 года.» Тифлисские бани изумляли всех, кто приезжал в этот вечный город. В 1854 г.

Александр Дюма-отец гостил в Грузии; кто читал его путевые записки о Кавказе, согласится со мной, что великий французский писатель буквально был влюблен в Грузию, в ее неповторимый колорит, в грузинский феномен вообще, а что касается бань - Дюма-отец немало приятных минут провел там в окружении тифлисских карачохели и знатных господ.

Если верить его честному слову - и он даже клялся - то он был свидетелем гибели одного армянского епископа в бане. Епископ возлежал на простыне, над бассейном, четыре служителя держали простыню за края. Святой отец принимал парную ванну, а так как был он человек стыдливый, то очень забеспокоился, когда некто посторонний увидел наготу его. Слуги устали, и угол простыни выскользнул из рук одного из них. Епископ плюхнулся в воду. Слуга бросился вытаскивать его, но обварил руку. На крик сбежались банщики, но было поздно: епископа извлекли из кипятка вареным. Где тут правда, где фантазия, - кто знает... Они похожи, как сестры-близнецы. И пускай совесть великого сочинителя будет спокойна: потомство ему верит.

Тифлисские бани все двадцать четыре часа были открыты. Случалось, заезжали сюда на ночлег крестьяне: зимой лучшего постоялого двора не отыскать было. И женщины просиживали в бане целый день. Бассейнами тогда служили углубления в скале, и узкие, тесные гроты купален освещались факелами. В те стародавние времена мужчины и женщины ходили в баню в разные дни. Рано утром, нагрузив ученика из мужниной лавки узлами с бельем, отправлялась в баню представительница прекрасного пола и в сумерки, стараясь не встретить дорогой мужчину, возвращалась домой.

Общей женской баней была «Ходжа», или «Ага-Магомет-Хана». Рассказывают, что скопец этот, Ага-Магомет, наслышавшись историй о целебных свойствах серной воды, искупался в ней, но, как и следовало ожидать, мужского достоинства не обрел и велел баню разрушить. Говорят, эта купальня знаменита была потасовками. Шумели там наши скромницы гулко, пускали в ход кружки, тазы, гибкие прутья для стирки белья. Давали волю сокрытым, так сказать, в глубине нежной души чувствам. И поныне, услышав шум перепалки, говорят: «Точно как в бане Ходжа».

Но будем снисходительны к слабому полу. Баня, должно быть, заменяла им и церковь, и клуб: и по душам поговорить, и посплетничать в свое удовольствие. Ходила такая поговорка: «Хочешь поболтать - ступай в баню». Милые дамы умолкали здесь лишь затем, чтобы позавтракать и пообедать: заботливые мужья непременно посылали им в баню обед. После обеда начиналось чаепитие. Огромный самовар шипел в предбаннике, все блаженствовали, усевшись вокруг. Развлекала их одно время слепая певица по имени Майя. Ее по праву называли ашугом. Мир за чаепитием воцарялся полный. Банный день обычно заканчивался показом нарядов - только в бане могли похвастаться ими: на улице все скрывала пресловутая чадра.

А свахи? О, они, эти вездесущие колдуньи, не забывали и в бане своего ремесла. Даже смотрины здесь устраивали. Не одну молодую осчастливили, не одну обездолили, выдав за богатого старца. ...Пир в бане - древний грузинский обычай. Знатных гостей обычно приглашали в баню, по этому поводу приглашали и певцов. Что ж, верно, звучал хор и в бане - не только в церкви и заполнял сводчатые залы; веселых кутил вводила песня в восторг, отдавала их грусти, раздумьям, и тогда тифлисская баня напоминала храм Диониса. Мужчины выходили из бани, заглядывали в ашпахану отведать плова или подкрепиться люля-кебабом, обжигающим пальцы.

Говорить о Тифлисских банях и не вспомнить любезного карачохели, обыкновенного тифлисца, каких тысячи - было бы несправедливо. Шел он с кутежа похмеляться в баню, и зурна сопровождала его до самых дверей. Заслышав знакомый напев, выбегали навстречу банщики, звали цирюльников. Пока карачохели бреется, стол уже накрыт. Разделим этот веселый час, послушаем тосты. «За луну, что ярко светит, чтоб нам, беднякам, дорогу заметить, с пути не сбиться, в овраг не свалиться, насмерть не разбиться». «За виноградаря, что по винограднику пройдет, упавшую лозу найдет, с земли поднимет, урожай снимет, пьян с того урожая будет и нас не забудет». «А теперь выпьем за того, кто при зажженных свечах нас дома ждет не дождется». Не знаю кому как, а мне по душе эта наивная мудрость, эта поэзия неграмотных людей, милы мне их обычаи, нравы, тосты, пословицы и поговорки, вроде этих: «носа не будет - глаза передерутся», «ранняя ссора лучше позднего мира», «стыд - на осла садиться, позор – свалиться», «была бы голова, шапка найдется» и т.д. и т.п. Все, о чем я рассказываю, ведется у нас со времен адамовых. Обычаи тифлисские духом своим и смыслом создали нечто неповторимое, достойное удивления. И любимец мой, карачохели, знает, а лучше сказать, исповедует нечто такое, чего нельзя понять сразу и тем более невозможно понять одним умом. И одной только прозой нельзя этого передать. Вот он сидит в бане в окружении достойных и любимых сердцу его людей. Что-то взгрустнулось ему. Широкая душа, богема городской жизни! Не ищите в нем маленьких добродетелей, да, да, представьте, что он рожден для жизни героической, для событий крупных - и тогда все встанет на место. Тогда и жизнь огромного и пестрого города приобретет черты крупные и неповторимые.

Вы увидите город-крепость.
Вы увидите город-кавахану.
Вы увидите город-храм.


Воздух здесь, что ли, такой? Будто надышала его сама поэзия и дала городу имя, а певцам его заповедала дарить сердечным теплом каждого, кто ступит на землю Тифлиса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий