суббота, 10 декабря 2022 г.

РУССКАЯ БАНЯ И БАНИ МИРА.

Русская паровая баня — выделенное помещение для гигиенических процедур, включающих в себя прогрев тела (парение) с использованием горячего банного пара. «Баня (паровая, русская баня) — строение, где моются и парятся не просто в сухом тепле, а в пару» «Баня — это помещение, предназначаемое для омовения всего тела теплой водой… у нас под словом „баня“ обыкновенно подразумевают паровую баню, которая у наших соседей и других народов известна под названием русской бани» Под "банным паром" имеют в виду высоковлажный горячий воздух, способный выделять на тело человека горячий конденсат (росу), порой с ощущениями жжений, пощипываний и покалываний кожи. "Банный пар" традиционно получают путем плескания воды на раскаленные камни. Настоящее русское парение производится с помощью банного веника (из веток деревьев или из пучка трав) с целью нагнетания банного пара на тело при взмахах и механического очищения кожи при хлестаниях. Баня и гигиена в средневековой Европе Банщицы на миниатюре из Библии короля Богемии Вацлава IV (ок. 1389 г.) Из-за общего упадка материальной культуры огромных роскошных терм, как в древнем Риме, у европейцев раннего Средневековья не было. Так, термам города Рима пришёл конец, когда в VI в. осаждая Рим, готы разрушили римские водопроводы, хотя некоторое количество древних римских терм продолжало работать в средневековой Италии, например в Поццуоли и Салерно. Крупные древние термы сохранились также в Константинополе и других крупных городах Византии. В некоторых городах, например, в бывшем римском курорте в Бате в Британии продолжали действовать знаменитые бани на природных источниках: Британия — это остров среди океана, называвшийся прежде Альбионом. … Есть в этой земле соленые источники, есть и горячие, вода которых используется в горячих банях, где моются раздельно, сообразно полу и возрасту, — писал историк VIII века. В начале XII века на месте этих терм Джон Турский[en] построил на церковные деньги общественные бани. С ростом городов Европы в IX—X вв. в них появились публичные банные комплексы, где можно было мыться с мылом, стричь волосы, бриться, ставить пиявки. Люди собирались в банях столь же естественно и часто, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. В такого рода заведении купались в индивидуальной деревянной ванне или в общем бассейне, но бывали и специальные парилки, где воздух нагревался горячими камнями, а клиенты лежали не в воде, а просто на лавках. От античных врачей средневековые унаследовали представление о пользе парилки для здоровья; например, святая Хильдегарда Бингенская, писавшая в XII в. труды по медицине, советовала при болезнях пить в бане отвары лекарственных растений (петрушки, тимьяна, ромашки, пижмы, мяты, лаванды, розмарина и др.) и одновременно поддавать ими на раскалённые камни и дышать этим паром. В качестве специальных банных приспособлений могли использоваться щётки для массажа, натуральные морские губки, на некоторых иллюстрациях видны даже банные веники. Домашняя парилка: кадка с горячей водой, накрытая простынями А что касается богатых домов, то они располагали «мыльнями» в полуподвалах; тут находились парилка и кадки — обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. Индивидуальную импровизированную парилку у себя дома создавали, накрывая сверху наполовину наполненную ванну или бочку с горячей водой несколькими простынями. Законы запрещали совместное мытьё мужчин с женщинами, и помещения общественных бань строго делились на мужские и женские, или же вводились специальные мужские или женские дни: Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду. … если мужчина войдет в баню или в одно из помещений бани в женский день, платит десять мараведи. Византийские общественные бани в Серджилле, Сирия Как и все средневековые ремесленники, банщики, занимавшиеся в бане массажем, бритьём, кровопусканием и прочими процедурами, были объединены в специальный цех банщиков (цирюльников) со своими правилами работы и строгим прейскурантом на услуги. Вывески бань, как правило, были большими и яркими, клиентов зазывали в баню гром. Что интересно, средневековые европейские банщики по совместительству работали и пожарными, так как они всегда обладали большим запасом воды и вёдер. Также городские общественные бани использовались не только по прямому назначению, они могли превращаться в развлекательные заведения с музыкой и выпивкой, куда ходили отдыхать большой компанией, или даже иной раз в «сауны» с проститутками[20] и с номерами для свиданий, несмотря на все законодательные и церковные запреты и на существование официально зарегистрированных борделей. Упоминания об этом нередки в средневековой художественной литературе: Риччьярдо любит жену Филиппелло Фигинольфи; узнав, что она ревнива, он, рассказав ей, что Филиппелло на следующий день назначил свидание в бане его жене, устраивает так, что сама дама отправляется туда… . С XVI века общественных горячих бань в городах Европы стало гораздо меньше и культура общих бань пришла к упадку. Так, английский король Генрих VIII приказал закрыть лондонские бани в Саутуорке в 1546 году, в Париже к XVII в. осталось всего несколько общих бань. Среди причин называются распространение венерических болезней (в первую очередь, сифилиса), деятельность протестантских и католических проповедников, обличавших общие бани как рассадник бесстыдства, а также рост цен на древесину в городах, вызванный революцией цен и сведением лесов на древесный уголь в Европе из-за развития металлурги

Комментариев нет:

Отправить комментарий