пятница, 10 февраля 2023 г.

РУССКИЕ БАНИ И БАНИ МИРА. КАК ЧАСТО ХОДИЛИ В БАНЮ?

Как часто и по каким поводам ходили в баню на Руси? Русские бани. Гравюра из книги L'Univers. Histoire et Description de tous les Peuples. Russie. Париж. 1838 год. Попробуем по историческим первоисточникам восстановить как часто на Руси и по каким поводам ходили в баню. «…они ходят два или три раза в неделю в баню, которая служит им вместо всяких лекарств» [Флетчер Дж., 1906]. «…в России между простолюдинами (мужчинами и женщинами) существует обыкновение, по крайней мере, раз, или два, в неделю ходить в их баню (Bagnio) или потовые бани… [Перри Д., 1871]. Корабельный мастер Джон Перри, работавший в России по приглашению царя Петра (1715 г.), различал в своем описании бани для мытья (мовни, мыльни) и потовые, то есть, паровые бани (sweat bath, steam bath (англ.) dampfbad (нем.). «…и бани, в которых они чуть не ежедневно моются и сильно потеют, причем хлещут себя березовыми вениками… Такого же рода бани существуют и общественные, назначенные для пользования тому и другому полу, где, за небольшую плату их владельцу, народ моется, по крайней мере, два раза в неделю» [Рейтенфельс Я., 1997]. «Москвитяне, всегда пропахшие чесноком и луком, все без различия ходят часто в бани и, закаленные привычкою, подвергают себя без перемежки влиянию чрезвычайного жара и стужи, без всякого вреда для здоровья» [Майерберг А., 1874]. «Они очень грязны, хотя весьма часто моются в особых помещениях, обогреваемых печами так сильно, что никто в мире, кроме них, не мог бы выдержать этого жара» [Де ла Невилль, 1996]. Русская общественная (торговая) баня «Омовению русские придают очень большое значение, считая его, особенно во время свадеб, после первой ночи, за необходимое дело» [Олеарий А., 1906]. «Чтобы предупредить болезнь или излечить ее, они часто ходят в баню, откуда и происходить, что нет города в их стране, где бы не было общественных и частных бань, так как это почти всеобщее средство против болезней... В воскресный день и праздничные дни ходят три раза в церковь: утром, около полудня и вечером. Не всегда дозволялось им быть в самой церкви. Если не были они на кануне в бане, то должны были стоять у входа; в противном случае позволялось войти в церковь… Скажу только, что после первого общения (premier соngres) необходимо, чтобы новобрачные отправились для очищения в баню» [Карлейль Ч., 1879]. «Москвитянин, как мы сказали, до крайности груб и грязен, а между тем не осмелится войти в церковь иначе, как омывшись. Отсюда вошло в обычай ходить в бани, которые также обыкновенны в Москве и во всем государстве, как в Турции и Персии. Не говоря уже о знатных лицах, нет богача, у которого не было бы собственной бани как для удовольствия, так равно и для здоровья… Хотя он не так суеверен, как турок, по относительно обычая мыться в бане он похож на сего последнего; потому что стремится в нее подобно самым чистоплотным людям в мире, а между тем весьма неопрятен…» [Стрюйс Я., 1880]. «… кстати сказать, до чего охотно они моются: постоянно на третий или даже на второй день ходят они в баню, как простые, так и знатные люди… В общем, ни в одной почти стране не найдешь, чтобы так ценили мытье, как в этой Москве. Женщины находят в этом высшее свое удовольствие; при этом я вспоминаю обычай москвитян, что ни одна женщина или девушка не может явиться пред лицо его царского величества, если накануне она не очистилась в бане…» [Айрманн Г.-М., 1945]. В Москве 1812 года до нашествия Наполеона было 1050 домовых бань и 41 торговая баня. В 1817 году в Москве было 600 домовых бань и 61 торговая баня [Lyall R., 1823]. Где устраивались бани на Руси? «Так как бани обыкновенно устраиваются у воды и у рек, то они из горячей бани устремляются в холодную… Поэтому у них и в городах и в деревнях много открытых и тайных бань, в которых их очень часто можно застать… Встречали мы, кроме того, в Москве у немцев, равно как и у лифляндцев, хорошие бани, устроенные в домах» [Олеарий А., 1906]. Фрагмент гравюры по картине «Вид Серебренических бань и окружностей их в Москве» художника Ж. Делабарта. 1799 г. Воду черпали из реки ведром с помощью балансира-«журавля» и выливали в деревянные желоба, ведущие в баню. Грязная мыльная вода из-под пола бань поступала в специальные колодцы на дворах и оттуда по деревянным лежакам (трубам) сливалась в реку. Воду брали выше по течению, а сточные трубы с грязной водой выводили в реку ниже по течению. «На озере длинный мост с большим числом мельниц; при начале его находится скрытый водоем крепости. По близости этого места стоит деревянный дом, служащий баней для общего пользования. Снаружи его имеется жолоб из длинного бревна, над которым стоит человек и накачивает в него воду из реки хитрым снарядом, для наполнения медного котла, где она нагревается» [Павел Алеппский, 1898]. «…А простые люди, которые сообща строят свои бани на проточной воде (как это видно в городе Москве на протяжении около трех миль)… позади (дома) у каждого устроена баня... Те, которые располагают в Москве достатком и имеют благоустроенный по своим обычаям дом, особенно стараются соорудить при нем баню, каковые, как и их дома, все деревянные. Они строятся 4-угольными, окна располагаются вверху, а не по сторонам, хотя и делаются с хорошими стеклянными оконницами, а в середине небольшое отверстие, которое они могут открывать и закрывать по своему желанию — через него выпускается пар, когда они льют воду на раскаленные камни. [Айрманн Г.-М., 1945]. Но были местности, где бань не было, и людям приходилось мыться в русских печах. Психолог Андрей Демкин

Комментариев нет:

Отправить комментарий