среда, 11 марта 2015 г.

РУССКАЯ БАНЯ И БАНИ МИРА. ДРЕВНИЕ ЛЕТОПИСИ О РУССКОЙ БАНЕ И БАННЫХ ОБРЯДАХ

И ВОЗЬМУТ СЕ ПРУТЬЁ........

Немало любопытного находим у летописца  Нестора (XI- начало XII века) в его "Повести
временных лет". "Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Русская земля..." Любопытно что летопись начинается с рассказа о библейском Ное. Кстати сказать, в Библии тоже немало советов, касающихся омовения и гигиены. Банный обряд в её текстах почитался священным. В конце XIX столетия во время раскопок Иерихона, этого города библейских времен, история которого насчитывает более семи тысячелетий, русские археологи обнаружили баню из мрамора. Тогда в Европе ходила шутка: "Русские так любят баню, что отыскали её даже в раю".
Но вернёмся К "Повести" Нестор, у которого тоже немало строк посвящено бане. Как в будущем Великом  Новгороде легендарный апостол Андрей, идя с проповедью христианства по разным странам, увидел деревянные бани, где люди, обнажившись, били себя вениками и под конец окатывались холодной водой. "... И возмуть на ся прутьё младое, и бьють ся сами... и облеются водою студёною...и то творять мовенье собе, а не мученье".    
На эти "банные" строки древнего летописца своебразно откликнулся уральский поэт Алексей Домнин.

До надменного Рима добрёл он водою и посуху,
Был у персов и скифов, и в гиблых варяжских местах.
Но особо скорбел, опираясь на старческий посох,
В новгородской земле седовласый воитель Христа:
"Видел бани древени...И как их нажарят румяно,
От одежд сволокутся и, взяв молодое прутьё,
Так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны,
И остудят водой истомлённое тело своё,
И опять оживут,не мовенье творят, а страданье
Для себя эти люди, забытые богом в глуши"...
Так поведал апостол, с него начинались преданья 
О загадочных свойствах весёлой славяннской души.
А в душе той и вправду ни ржавчины нет, нм смятенья,
Как румяная баня,она горяча и добра.
Так издревле ведётся: большую работу затеяв,
С чистым телом и помыслом вступают в неё мастера.
Век иной на земле и другие заботы, и ритмы,
Сыновья покоряют неведомый звёздный простор.
Но я русскую баню вхожу, как входили в молитву,
И с берёзовым веником жаркий веду разговор.

Нестор повествует о походе В Константинополь в 907 году князя Киевской Руси Олега. В договоре с Византией упоминается о праве русичей пользоваться тамошними банями: "И  да творят  им мовь, елико хотят". А это, действительно, было привилегией. Византийские бани, построенные на манер знаменитых римских терм, славились бесподобной  роскошью.
И ещё такая вот подробность. В ДревнейРуси побеждённые племена платили дань, в том числе.... берёзовыми вениками для бани.
Жизнь и деяния Нестора тесно связаны С Киево-Печёрским монастырём. Здесь и был похоронен славный монах - летописец.
Монастырь был крупнейшим очагом культуры Киевской Руси и славился далеко за свими пределами богатой библиотекой, где было много ценнейших медицинских книг. На Руси были знакомы со взглядами врачей древности- Гиппократа и Галена. Прослышав о пользе жарких бань, печерские монахи стали устраивать их для "лечебных потреб", но на свой, русский, самобытный манер.
В уставе князя новгородского и киевского Владимира, который ввел на Руси христианство и был назван в народе Красное Солнышко, бани именовались заведениями для немогущих. Это были своеобразные лечебницы, быть может, первые на Руси. Переяславский епископ Ефрем, впоследствии Киевский митрополит, повелел "заводить строение банное врачево и всех приходящих безмездно врачевать". Да, древнерусские иноки-целители не брали платы за лечение. Поэтому их называли  "врачами безмездными". В эти же годы монах Киево-Печёрского монастыря Агапит, прославившийся как искустный врачеватель, исцелял больных травами и парной баней.
По монастырскому уставу больных полагалочсь мыть в бане три раза в месяц.

Комментариев нет:

Отправить комментарий