среда, 26 августа 2020 г.

РУССКАЯ БАНЯ ИБАНИ МИРА.БАНЯ СИБИРИ

Почему в Сибири не найти нормальную баню неделю хожу в баню. С 7 лет до моих 44-х не было, наверное, ни одной недели (кроме поездок в отпуск и пропусков из-за болезни/травмы), когда я бы пропустил банный день. В Питере с октября по май я ходил по общественным баням, изучив их все, а летом парился у себя на даче. Дачную баню строили мы сами, причем, отец проектировал ее не один год, поэтому она получилась идеальная, прежде всего, с точки зрения пара, а это, на мой взгляд, в бане — главное. Вот почему я к баням отношусь придирчиво, и даже немножко фанатично. Когда я отправился работать в Сибирь, все меня напутствовали, в том числе, и словами, что там-то наконец-то я попарюсь в настоящей сибирской баньке, поэтому ожидания были сверхсильными. И вот я приехал, живу уже 1,5 года, и ещё ни разу (!) приемлемую, с моей точки зрения, баню так и не нашел (кроме общественных, там ситуация получше). Привожу примеры: 1) Сразу по приезду коллеги позвали меня в частные бани рядом с посёлком Зоркальцево — рубленые домики в лесу, шикарный предбанник, ледяная купель на крыльце — фотки получились отличные, антураж тоже, ценник, увы — как в Питере, но вот пара нет. Жар есть, горячо, а пара нет. По сути, это сауны. В чём отличия — расскажу ниже по тексту. Купель в бане Forest club, Зоркальцево Купель в бане Forest club, Зоркальцево 2) Нашел себе общественные бани, в которые хожу раз в неделю, тут их целая сеть, сходил уже во все. Здесь лучше — пар неплохой, посетители повыносливее, чем в Питере, поддают больше, что для меня отлично. Но печь, всё равно, конструктивно — как в сауне, поэтому, иногда получается неплохо попариться за счёт того, что в большой бане всё-таки больше площадь камней, а иногда просто обжигает сухим воздухом. 3) Совершил уже более 20-ти поездок по регионам, с остановками на турбазах, в частных гостевых домах, бани там есть везде, и каждый раз я их посещал. Вот здесь совсем беда, это даже баней нельзя назвать, причём у всех поголовно. Поездка на охотничью заимку в тайгу давала надежду, но поход в баню был, как вишенка на торте моего представления о сибирских банях — это издевательство над любителями попариться. Почему так происходит? 1) Прежде всего, объясню принципиальные отличия русской парной от сауны. К сожалению, мы теряем традиции, и только единицы сейчас эти отличия понимают. Дело не в том, что в сауне, вроде как, нельзя лить воду на камни, и поэтому воздух там сухой, а в парной — влажный. Финны, как любители сауны, очень часто воду на камни подливают. Но, оттого, что вы в сауне поддадите воды на камни, и даже над образовавшимся паром помашете веником, она от этого парной не станет. В традиционной русской парной, камни всегда располагались в отдельном, закрытом отсеке, который открывался только для того, чтобы плеснуть туда воды и получить пар, который под давлением вылетает из дверцы. Вот почему меня удивили сибирские общественные бани, где камни, как в сауне, просто лежат поверх печи. Типичная русская парная, какая она должна быть. Обратите внимание на то, что камней не видно - они за верхними дверцами Типичная русская парная, какая она должна быть. Обратите внимание на то, что камней не видно - они за верхними дверцами Потом, этих камней должно быть много. Именно они отдают тепло в парную, в то время, как сауна нагревается, прежде всего, от металлической печи, пока в ней горят дрова. Когда вы кладёте камни просто сверху, они очень быстро остывают от воды, и здесь важную роль играет то, какой объем камней вы можете положить. Можно найти печь с большим пространством для камней, и это компенсирует то, что они не за закрытой дверцей, но таких печей сейчас очень мало. Печи для сауны предполагают совсем немного камней сверху, и, к сожалению, большинство современных печей именно такие. Я уж не говорю о современных банях, которые строят на каркасной основе со всякими химическими утеплителями, которые при жаре выделяют фенолы, а от влажности проседают, образуя пустое пространство между досками, через которое уходит пар. Или про современные эко-материалы для парилок, где псевдо-доски на стенах и полке не обжигают сидящих, тут вообще без комментариев, но это, в основном, встречается в новомодных саунах Москвы и Питера. Изображение Изображение Monika Schröder с сайта Pixabay . Классическая сауна. Обратите внимание, какая маленькая площадь для камней Изображение Изображение Monika Schröder с сайта Pixabay . Классическая сауна. Обратите внимание, какая маленькая площадь для камней Поэтому, то, что сейчас все под копирку строят сауны вместо бань, а потом удивляются, почему пар так себе, это — всеобщая беда от Калининграда до Владивостока, и Сибирь тут не при чём. Если видишь современную баню, то 90%, что она так и построена. Но я то поэтому и ждал от Сибири чуда, ведь здесь в деревнях стоят бани, построенные очень давно, а значит, согласно всем традициям. Но здесь вступает в силу следующая причина: 2) В сибирских деревнях баня — это место, где моются, иногда — стирают бельё, короче, прежде всего, получают горячую воду, и уже в последнюю очередь — парятся. Сильный жар там и не нужен, потому что будет не комфортно мыться. Мыльного отделения, увы, не делает никто. Печи имеют конструкцию с выделенным открытым баком, что при сильном нагревании даёт водяной пар, как в хаммаме, и им можно обжечься, если перетопить — такие бани вообще не являются парилками, они только для мытья, ну ещё погреться немножко. 3) Получается, что люди, выросшие на банях, как я описал в п.2, не совсем понимают, какая она должна быть, и, если и строят, то, в лучшем случае так, как я описал в п.1. А те, кто пар не ценит, делают баню как попало, например, в последней, где я был на одной из баз отдыха, вообще вместо камней лежали осколки кирпичей. Ценителей настоящего пара тоже осталось не много. Эх, придётся свою строить. А если вы знаете, где в Сибири, а, желательно, в томской области, есть хорошая баня — буду очень признателен за совет! Если вам интересна тема, подписывайтесь на мой канал, через пару недель я расширю географию, помимо Сибири буду рассказывать о поездках по всему миру, и один из первых постов будет про посещение общественной бани в Германии, где принято париться вместе мужчинам и женщинам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий