воскресенье, 9 апреля 2023 г.

РУССКАЯ БАНЯ И БАНИ И МИРА. ЖИВАЯ ВОДА. ПАНАЦЕЯ И ГИГИЕНА.

Живая вода. Если древние жители Индии преклонялись перед Гангом, веря в его очистительные свойства, египтяне обожествляли Нил, то русские издавна боготворят Волгу, называют ее своей матерью. Этим сыновьим чувством проникнуты строки историка и писателя Н. М. Карамзина «Река священнейшая в мире, кристальных вод царица, мать!..» На Руси испокон веков почитали воду. В «Слове о полку Игореве» реки уподоблены живым существам: они разговаривают, сочувствуют людям противятся негодуют. А вспомните наши былины. Их герои-богатыри умирая, разливались широкими реками — Дунай Ивановичем и Дон Ивановичем. Хлебом и солью чествовал Садко Волгу (кстати, совсем недавно новгородские ученые установили по летописям 1167 года, что этот гусляр реальное лицо, живший в деревне Сытино) а Илья Муромец — Оку. Муромский богатырь как мы знаем из былин тридцать три года сидел сиднем, а потом благодаря живой воде стал самым сильным на Руси. «Богатырско его сердце разгорелося, его бело тело распотелося, и получил он силушку великую». В народном эпосе говорится, что мертвая вода заживляла раны. Живую же воду называли богатырской — она не только залечивала раны, но и воскрешала. Легенды легендами, но современные ученые приходят к выводу, что живая вода действительно существует. Птицы прощаются с благодатными южными странами и в разгар половодья летят на север к талой воде. Давно замечено, как начинает бурлить жизнь в Арктике, у кромки тающего льда, и как расцветают вблизи ледников альпийские луга. Интересные исследования проводятся в Томском медицинском институте Здесь применяют талую воду для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и нарушений обмена веществ. Результаты обнадеживающие. Особенно у тех кто страдает тучностью. Без резкого изменения привычного рациона питания удается значительно снизить вес и улучшить общее самочувствие. Это, разумеется, первые шаги. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы новый метод лечения получил широкое внедрение.Но и самая простая вода поистине живительна. Тысячи лет лежало зерно в сухой закрытой амфоре. Его откопали археологи в одном из поселений шумеров. Стоило это древнейшее зерно увлажнить водой, и воскресла казалось бы навеки угасшая жизнь. Зерна проросли! Но вернемся к русским традициям. Древний праздник Ивана Купалы — это, по существу, очистительное купание. Вода и огонь. Чтобы предупредить болезни, закалиться. В древней летописи читаем об этом празднике «…что ради наречеся Ивань — вечер купальницей на разные лечебные потребы». В ночь на Иванов день затевались игрища, зажигались купальские огни, умывались росою. П. И Мельников-Печерский в книге «В лесах» пишет, что в этот праздник «девицы в бане парились, чтобы тело молодилось, добрым молодцам любилось. А пол, лавки, полки в бане на то время густым-густехонько устилали травой купальницей». А сказочные поверья русских людей о водяном идущие с глубокой древности? Владыка водной стихии. Нагой старик, весь в тине, не только бранится с лешими, но любит повеселиться, поплясать. Плавает наперегонки с молодыми и рьяно… парится в бане. Поэтичны поверья о русалках, купалках, водяницах, как их еще называли. Олицетворение вечной юности и красоты. Сказочные нимфы, эти нагие девы с распущенными волосами при лунном сиянии всплывают на поверхность воды и с хохотом плещутся, играют, пляшут и поют. В этих древних поверьях русские наяды как бы приобретают житейские черты. Плетут венки, стерегут рожь, стирают белье, парятся в бане. Уважение русских людей к воде отразилось в народных пословицах — этом кладезе народной мудрости. «Чистая вода — для хвори беда». «Земля — золото, а вода — брильянт». «Вода очищает тело, а слезы душу». «Вода — сестра, огонь — брат, сестра сильнее брата». «Мойся белее, будешь милее». «Запачкался — не жалей воды». «Кому грязь не по нутру, тот моется и днем и поутру». «Мойся, хоть кожу сотри, а белее воды не будешь». Лучше любого лекарства Благодаря способности воды поглощать тепло, а затем и отдавать его, можно нагревать воду до любой температуры. И до парообразования, что и используется в бане. Вода — идеальный транспортировщик тепла. Поэтому-то и незаменима для воздействия на тело различными температурами. И это весьма экономичное средство. Высокая теплоемкость воды позволяет сравнительно малыми ее количествами достигать большого эффекта. Теплопроводность воды почти в три десятка раз больше, чем воздуха. Это мы ощущаем на каждом шагу. В знойный летний день, когда изнываешь от жары, одолевает вялость, достаточно окунуться в реке, и ее спасительная прохлада возвращает нам бодрость, хорошее настроение. А все потому, что вода забирает с разгоряченного тела излишки тепла. Когда зябко, вода тоже приходит на помощь — заберешься в горячую ванну и быстро согреваешься. Вода способна не только забирать тепло но и активно, гораздо активнее чем воздух, отдавать его. И еще это — прекрасный растворитель. Мы ощущаем это при различных водных процедурах и разумеется, в бане. Иначе как бы мы могли тщательно прочистить нашу кожу, ее многочисленные поры, навести, как говорится, чистоту. И такая вот удивительная способность воды, к которой мы давно привыкли и относимся как к само собой разумеющемуся. Прилипание воды, свойство смачивать другие вещества предметы. Поэтому мы, кстати сказать, и имеем возможность мыться, очищать тело, принимать банную процедуру. И, конечно, болеутоляющие свойства воды. Не случайно мы так часто прибегаем к различным водным компрессам, помогающим избавиться от самой сильной боли. Как сказал один из родоначальников водолечения Себастьян Кнейп, вода — это божественно восстанавливающее упавшие силы средство никогда не ошибающейся природы, смело, без перемешек, внутренне и наружно употребляемое, действует полнее и скорее, нежели какое-либо другое лекарство. Вода незаменима в обмене веществ. Все жизнедеятельные процессы нашего организма протекают в различных водных растворах и при непосредственном участии воды благодаря одному из ее удивительных свойств — диэлектрической проницаемости, способности преодолевать силы сцепления между молекулами и атомами веществ В своей книге «Тайная мудрость человеческого организма» (Ленинград, «Наука», 1966) переведенной на многие языки, выдающийся русский врач А. С. Залманов пишет, что жизнь — это постоянное движение жидкостей между клетками и внутри них. Когда в человеческом организме движение жидкостей проходит нормально, отрегулированно, все идет хорошо. Стоит нарушиться течению этих живительных потоков и у человека начинаются недомогания. Залманов высоко оценивал значение купания, ванн, различных водных процедур русской бани, которые, как он подчеркивал, помогают регулировать движение жидкостей в клетках и между клетками. Когда говорят о целебных свойствах воды, прежде всего вспоминают Гиппократа. Этого гениального древнегреческого медика называют «отцом медицины». Но его смело можно именовать и «отцом водолечения». Он считал основным фактором здоровья и излечения больного жизненную силу, которую надо черпать у природы. Прибегать к наиболее естественным методам терапии таким, как водолечение. Гиппократ писал, что вода может действовать на тело смачиванием, охлаждением и разогреванием. Вызывает раздражения и реакцию, влияет механически и химически. Может дать тепло и отнять его. Соленая вода же делает кожу теплой и сухой. Гиппократ особенно ценил теплые и горячие ванны. Применял их как потогонное средство при лихорадках. Говорил, что теплые ванны хороши при болезнях органов дыхания и пищеварения, успокаивают нервную систему, устраняют дрожь и судороги, приводят сон. «Ванны, — писал Гиппократ, — помогают при многих болезнях, когда все другое уже перестало помогать». Из века в век передают прекрасную легенду. На могиле Гиппократа буйно росли цветы. Даже когда кругом стояла засуха, их орошал благодатный дождь — символичное напоминание о том, что «отец медицины» больше всего ценил живительную силу воды. Но подробнее о Гиппократе в следующей главе, где пойдет речь о его родной Элладе. Амбруаза Паре (1509–1590) называют основоположником хирургии. Он произвел своего рода переворот в лечении огнестрельных ран, отказавшись от применяемого в ту пору выжигания их кипящим маслом. Врач заявил, что есть гораздо более простые и отнюдь не жестокие методы лечения. «Мы забыли о целебных свойствах простой воды, — уточнил Амбруаз Паре. — Я не хочу разочаровывать людей верящих в то, что раны излечиваются повязками, намоченными заговоренной водой, но сам-то глубоко убежден, что помогает в этом случае только простая вода, очищающая рану и устраняющая воспаление». Профессор Иван Михайлович Саркизов-Серазини, о котором я уже упоминал, когда заходила речь о простых средствах терапии, часто вспоминал французского врача Дюмулена. Дюмулен практиковал в Париже в конце прошлого века. Попасть к нему на прием было непросто. Пациентам уверовавшим в его врачебное искусство не было конца. Когда старый врач умирал, у его постели со слезами на глазах стояли родственники, друзья, пациенты. — Утешьтесь, — сказал Дюмулен. — После меня останутся гораздо более искусные врачи: вода, движение, диета. ГЛАВА ВТОРАЯ о пребывании Одиссея в гостях у Цирцеи и о том, как любили баню в Элладе, долине Нила и других странах древнего мира Гигея и Гигиена Говорят, что история медицины — история человечества. Это, разумеется, в равной степени относится и к такому важнейшему направлению медицинской науки, как гигиена. С незапамятных времен омовение, различные водные процедуры, бани спасали людей от губительных болезней, укрепляли здоровье, радовали, воскрешали душевные силы. Древнегреческие мифы повествуют, что даже боги, чтобы сохранить юность и бессмертие, пользовались паровыми ваннами. Такова была вера людей в необходимость этой процедуры. Иерихон, что в переводе означает «город фиников», насчитывает семь тысячелетий. Его именуют первым городом на свете. Археологи (а первой в этом городе на реке Иордан еще в конце прошлого века была русская экспедиция) нашли здесь много исторических реликвий. И среди них баню из мрамора с отопительной системой. В опочивальне, примыкающей к бане, — пол из мозаики с изображением древа жизни. Английский археолог Артур Джон Эванс (1851–1941) нашел и исследовал на острове Крите, недалеко от нынешнего города Гераклиона, древний город. За тысячу лет до расцвета Древней Эллады здесь была богатейшая культура. Все атрибуты цивилизованного города. А ванные залы, бассейны и бани еще фешенебельнее, чем в Мохенджодаро. И никаких оборонительных сооружений. Никакого оружия. Мирный город. Судя по сохранившейся настенной живописи, весьма реалистической, здешние представительницы прекрасного пола носили эффектные платья с кринолином и низким вырезом. Но не меньше они любили плескаться в море, загорать и услаждать себя благостями жаркой бани — об этом мы тоже узнаем из весьма динамичных рисунков. Руины античных бань сохранились и на территории нашей страны. Например, в Крыму. У Гомера под названием «Бухты листригонов» описана нынешняя Балаклавская бухта возле Севастополя. На западной окраине города за извилистой Карантинной бухтой сохранились развалины древнего Херсонеса. И среди них — ванные комнаты, ложе древнего водопровода, бассейн, стены которого из бутовых камней, бани с мозаичным полом. Анапа. Наша всесоюзная детская здравница. Археологи обнаружили здесь античные бассейны и бани. Сохранились фрески живописующие подвиги эллинского героя Геракла. Найдены и бронзовые стригеля с ручками которыми греческие атлеты очищали тело, моясь в бане. Примерно таким же способом (но чаще всего краем мыльницы) «сбрасывают», находясь на горячем полке, капельки пота и наши любители банной процедуры. Древняя Эллада… Энгельс писал в «Диалектике природы», что мы будем возвращаться постоянно к подвигам того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое место в истории развития человечества, на которое не может претендовать ни один другой народ. Создатель великих эпических поэм Гомер, живший, как предполагает большинство ученых, в VIII веке до н. э., не единожды воспевал отвагу атлетов, искусство целителей человеческих недугов, очистительные благости горячей бани. В песни четырнадцатой «Илиады» мы узнаем о том, что Гера стремясь обольстить Зевса, готовилась к встрече с ним. Вот она открывает плотные двери бани… «Там амброзической влагой она до малейшего праха с тела прелестного смыв, умастилась маслом чистейшим, сладким небесным изящнейшим всех у нее благовоний…» Но особенно щедр Гомер на описание прелестей бани в «Одиссее». Ведь если в «Илиаде» воспет воинственный облик Древней Греции, то в «Одиссее» — ее мирная, можно сказать «домашняя», жизнь. Можно наугад раскрывать страницы поэмы, и во многих местах восторженное отношение поэта к этой полезной и радостной процедуре. Песнь первая. Телемах, сын Одиссея приглашает светлоокую Афину Палладу: «Баней и члены, и душу свою освежив, возвратишься ты на корабль…» В песни третьей такие строки «…Той порой Телемах Поликастою, дочерью младшей Нестора, был отведен для омытия в баню: когда ж дева его и омыла, и чистым натерла елеем, легкий надевши хитон и богатой облекшись хламидой, вышел из бани он, богу лицом лучезарным подобный…» В песни одиннадцатой — Одиссей в гостях у Цирцеи, дочери Гелиоса и Перса. Здесь на острове Эе в залах из драгоценного мрамора герой ощущал приятную теплоту. Нимфы — богини рек и ручьев — подавали Одиссею горячую воду. Герой радовался тому, что его тело и дух освобождались от тяжелого бремени усталости. Гомер воспел в «Илиаде» врачей Падалирия и Махаона, участвовавших в Троянской войне. Врачи самоотверженно помогали раненым. Их называли сыновьями Асклепия. Гомер пишет об Асклепии как о «великом и беспорочном враче», который жил в Фессалии. Его изображали с длинным посохом, вокруг которого обвилась змея — символ мудрости. Так создался культ Асклепия — бога врачей и врачебного искусства. Легенда гласит, что отцом Асклепия был Аполлон — предводитель муз, покровитель искусств, познавший и все тайны искусства врачевания. Греки верили, что бог Асклепий, приняв образ человека явился на землю и обошел все народы, исцеляя больные тела людей и порочные души. Храмы Асклепия сооружались в самых живописных местах, среди деревьев и, как правило, у целебных источников, которые оберегали как святыню. Это были своего рода оздоровительные центры. В этих храмах устраивались и театральные представления, выступали музыканты. Не только врачи, но и артисты подымая настроение, помогали избавляться от недугов. У Асклепия были две дочери: Панацея — покровительница лекарственной терапии и Гигея, предупреждавшая болезни. Отсюда и получившее широчайшее распространение слово «гигиена».

Комментариев нет:

Отправить комментарий