пятница, 19 мая 2023 г.

РУССКАЯ БАНЯ И БАНИ МИРА. МОЙ РЕЦЕПТ.

Мой рецепт — Еще в начале своей спортивной карьеры я убедился, — отмечал знаменитый финский бегун, олимпийский чемпион Пааво Нурми, — что ничто лучше сауны не устраняет чувства усталости. И знаете, кто мне преподал урок? Наши лесорубы. Я много раз был свидетелем их тяжелого труда. Когда на помощь еще не пришли различные технические усовершенствования, они валили могучие деревья буквально силами своих мышц. А после изнурительной работы — не отдыхать, не на боковую, а в сауну. Короткий сон, и на заре снова как ни в чем не бывало на тяжелую битву с деревьями. После тяжелых километров стайерских дистанций я тоже стал искать в сауне спасение от усталости. И этот чудесный жар в маленьком деревянном домике действительно оказался спасительным. Но постепенно я пришел к выводу, что сауна способна не только восстанавливать силы, но и давать мне как спортсмену новую энергию. Ведь это тренировка нашего мотора — сердца. Тренировка дыхания. А нервы? Ничего не знаю благоприятнее для них, чем сауна. Забываешь о всех треволнениях. Но не размагничиваешься, а испытываешь прилив спокойной уверенности, непоколебимой бодрости. Словом, я стал рассматривать сауну как дополнительное (и незаменимое!) тренировочное средство. И не ошибся. Ибо постоянно ощущал, что посещение бани сказывалось на росте результатов на беговой дорожке. С моей легкой руки стали применять сауну и коллеги по спорту. Например, стрелки. Она делала их более выносливыми, увеличивала мышечную силу, помогала концентрации внимания, что, как вы сами понимаете, чрезвычайно важно в их виде спорта. В те далекие годы мы еще не имели научных исследований по физиологии бани, а пришли к этим выводам практическим путем. Я рад, что нынешние исследователи сауны, экипированные новейшими приборами, полностью подтвердили наши догадки. С годами у меня появилось много «банных» рецептов. Вот один из них, может быть не очень известный другим спортсменам. Каждый бегун испытал, что такое озноб на старте. Особенно в ненастную погоду. Неприятное это ощущение. Под влиянием озноба мышцы недостаточно снабжаются кровью и поэтому плохо слушаются. Так недалеко и до травмы. Кстати говоря, такой озноб испытывают не только бегуны, но и прыгуны и пловцы. Обычно озноб «снимают» разминкой, массажем. А все ли пробовали применять перед самым стартом баню? Отлично помогает. Не хуже массажа, который, как известно, требует немало времени и очень хороших рук. Только, разумеется, не надо париться вовсю. Весьма деликатно. 3–4 минуты. До первого пота. И хорошее настроение… А вот что говорит наш лучший гандболист, заслуженный мастер спорта Владимир Максимов, который, как известно, был включен в символическую сборную мира. — Сознаюсь, не любил бани. К чему, думал, такое пекло. Жил на юге, на Кубани, где не особенно принято париться в бане. Но когда стал играть в сборной страны, тренер настоял, чтобы я, как и другие гандболисты, ходил в парную. Это входило в цикл тренировок. И получилось так, что, сам того не замечая, стал энтузиастом бани. Чего-то недостает, если по каким-либо причинам пропустишь посещение парной и ограничишься мытьем под душем. Я не сказал бы, что чрезмерно устаю на тренировках и турнирах, и поэтому не ищу в бане средства для восстановления сил. Просто для меня это большое удовольствие. Как говорят, положительные эмоции. Отсюда и прекрасное настроение. Скажем, проиграли, на душе кошки скребут. Что делать? В баню! Смотришь, на лицах товарищей, еще час назад хмурых и насупленных, улыбка. И ты вместе с ними хохочешь и дурачишься. Можно начинать все сначала. Жить, тренироваться, мечтать о победах. Желаемый эффект — Жизнь теннисиста, — рассказывает заслуженный тренер СССР, кандидат педагогических наук Семен Белиц-Гейман, — напоминает жизнь странствующего рыцаря. С турнира на турнир. Цепь турниров. Из одной страны в другую. Шесть часов игры в день — такова в среднем нагрузка теннисиста на состязаниях. Одиночные, парные, смешанные игры. И постепенно от игры к игре, от сета к сету, как ржавчина, наслаивается утомление. И постоянные жалобы: болит плечо, рука или, скажем, спина. Всему этому, разумеется, сопутствует раздражительность, неуравновешенность. Как мы ни пытались «снять» такое переутомление обычным отдыхом, ничего не получается. А вот горячая баня всегда дает желаемый эффект. Вот почему ее так любили представители старой теннисной гвардии — Борис Новиков и Николай Озеров. Не забывают ее и нынешние игроки. Скажем, чемпионка Европы Ольга Морозова манипулирует березовым веником на банном полке не хуже, чем ракеткой на корте. Когда я был в Австралии, то убедился, что тамошние теннисные звезды Лью Хоад, Кэн Розуолл тоже ищут «восстановления» в жаркой бане. Причем на далеком от нас австралийском континенте так и говорят: пойдем в русскую баню. Они признают именно нашу баню со всеми ее атрибутами. Я никогда не забуду, как рьяно знаменитый Лью Хоад постегивал себя веником. Во время Олимпийских игр в Мехико я увидел в одном из теннисных клубов вывеску: «Русская баня». Любят баню — и тоже называют ее русской — американские теннисисты. Помню, как прославленный американский теннисист Стан Смит с любопытством расспрашивал о сибирских банях и, когда я сказал ему, что в их клубе весьма удачно скопировали идею русской бани, обрадовался как ребенок. Кстати сказать, охотно ходят в русскую баню артисты Голливуда, считая, что нет лучше средства, чтобы «снять» напряжение и усталость после длительных киносъемок. Пользуются банями пилоты американской дальней авиации, чтобы «прийти в себя» после многокилометровых перелетов. Если не переборщишь… — Скажу откровенно, — говорит волейболист № 1 за всю историю этой игры, заслуженный мастер спорта Константин Рева, — среди моих однокашников были и более заправские «парильщики», чем я. Например, наш замечательный защитник Сергей Нефедов. Набегается на площадке, героически «повытаскивает», казалось бы, уже потерянные мячи — и в баньку. Не было у Сережи лучшей методы освежить свои силы. Да и синяки и шишки (их всегда у защитника, делающего неимоверные броски вдоль и поперек площадки, хватало) подлечить. Выходит Нефедов из парилки красненький, свеженький, сияя улыбкой, и балагурит: «Как новенький гривенник я теперь». Я тоже благодарен русской бане. Освежает тело и душу. Если не переборщишь, то на волейбольной площадке удар идет с какой-то особенной легкостью и сила его прибавляется. Вот не люблю только «банных гусаров». Баня требует, чтобы к ней относились с толком, а не бравировали своей лихостью: дескать, могу на полке всех пересидеть и любой жар вытерпеть. Такой не столько парится с веником, сколько куражится, кричит, когда надо и не надо, чтобы все время поддавали воду в печку. Так «разкочегарится», что едва домой из бани бредет. Словом, не восстанавливает силы в парной, а растрачивает их.

Комментариев нет:

Отправить комментарий