среда, 13 сентября 2023 г.

РУССКАЯ БАНЯ И БАНИ МИРА. РУССКАЯ БАНЯ.

1.Введение. Актуальность, цель и задачи 2.Основная часть работы. -Анкетирование. - Русская баня. - Закаливание. Как повлияла баня на моё здоровье. - Веник в бане. - «Осторожно, баня!» - Выводы. 1.Введение. «Без бани не быть здоровому!» Почему я выбрал именно эту тему? У меня есть мечта, вырасти и построить баню. Я живу в квартире ,а по выходным мы всей семьёй ездим к бабушке, которая живёт в своём доме и у неё есть прекрасная баня . И теперь мы каждую неделю с нетерпением ждем субботу. В нашей семье все ходят в баню не только помыться, но и чтобы получить удовольствие. Нам хочется погреться раскалённым воздухом, чтобы пропотеть на славу, похлестать себя душистым веником, почувствовать радость. Летом мы чередуем посещение парилки и купание в бассейне. А зимой бассейн нам заменяет обливание холодной водой на морозе или обтирание снегом. Во многих книгах и телепередачах о здоровом образе жизни говорят о том, что баня очень полезна. Мне захотелось узнать, какую пользу приносит баня нашему организму, кроме удовольствия. Так ли полезна баня и банные процедуры? Действительно ли у неё только положительные качества или есть что-то и плохое? 2021 год объявлен Годом здоровья и активного долголетия в Республике Башкортостан. Когда мы говорим о здоровье, речь идет не только здоровом теле, но и о психическом здоровье. Баня может влиять на наше настроение, успокаивать нас, взвинчивать, поднимать нам настроение и так же ухудшать его. Я думаю, что баня имеет огромную силу. В чем? Об этом как раз я хочу разобраться в моей первой в жизни исследовательской работе. Приступая к исследовательской работе, я выдвинул гипотезу: «Баня всё правит». Баня — это не только полезный вид отдыха, но и действенное средство профилактики многих заболеваний. В связи с выдвинутой гипотезой сформулирована цель моей работы: - исследовать роль бани на оздоровление организма. Тема актуальна тем, что в настоящее время многие дети не здоровы. Они часто болеют. У нас в школе тоже есть ученики, которые часто болеют ОРЗ или ангиной. Они пропускают много занятий. Это отражается на их учебе. А закаливание организма, посещение бани поможет им бороться с этими болезнями. Передо мной стоит решение такой проблемы: какую пользу может приносить закаливание организма человека с детства. Предметом исследовательской работы являются банные процедуры. Для получения эффективного результата, я выдвинул следующие задачи: 1.Установить как влияет закаливание в бане на здоровье. 2.Рассмотреть, можно ли баню посещать всем. 3.Все ли веники хороши для бани. 4.Разработать Памятку «Спешу в баню». 5.-определить, знают ли мои одноклассники о воздействии бани на здоровье. Методы исследования: *беседа с врачами *социологический опрос; *самостоятельные наблюдения и обдумывания; * поиск информации в книгах и интернете Социологический опрос «Что значит для вас баня» Что для вас баня? Как баня влияет на ваше самочувствие? дедушка Место отдыха и укрепления здоровья Создает ощущение лёгкости во всем организме бабушка Укрепление здоровья Укрепляет иммунитет дядя Здоровье кожи и волос Кожа становится мягкой и нежной мама Расслабление и укрепление здоровья Снимает напряжение, помогает бороться с простудой папа Отличный отдых, закаливание организма Расслабляет, улучшает настроение Вывод: большинство опрошенных любят посещать баню 1 раз в неделю. Чаще Русская баня. «Баня – мать вторая: кости распарит, все тело поправит». У наших предков баня была частью их жизни, одной из составляющих быта - весьма важной, совершенно необходимой и любимой от всего сердца. Современному человеку может показаться, что баня со всеми ее атрибутами - это пережиток прошлого, в обращении к которому нет особой нужды. Ведь почти каждый городской житель, а часто и житель деревни и села имеет в своей квартире (или доме) удобную ванну, мыться в которой можно каждый день. Однако, хотя и ванна может оказать на человека исцеляющее воздействие, лечебные, профилактические, а также омолаживающие свойства бани в их совокупности незаменимы. А как она поднимает настроение. А какие есть бани, в чем их отличие и особенность? Исследовать этот вопрос я отправился в просторы интернета. Изучив внимательно виды бань, я сделал вывод, что любая баня по – своему хороша, у каждой свои особенности. Для меня больше всего представляет интерес русская баня. Ведь представить Россию без бань трудно. Даже в наши дни, когда распространилась мода на сауны, почти в каждом деревенском дворе или дачном участке есть русская баня, где можно поддать крепкого парку и от души похлестать себя ароматным веничком. Традиционная русская баня бывает по-черному и по- белому. В бане по-черному прямо в парилке устроен очаг с решеткой. На решетке лежат камни. Дымохода нет вообще. Дрова, сгорая, накаляют камни. Дым, выходя через открытые двери и окна, равномерно нагревает пол, стены и потолок, а сажа оседает на стенках. Баня по-черному стала для нас, к сожалению, экзотикой. Сегодня мы предпочитаем баню по-белому. В таких банях парилка, как правило, отделена от помещения, где мы моемся. Печка в бане по-белому устроена таким образом, что часть печи с топкой располагается в предбаннике, а задняя стенка с камнями внутри выходит в парилку. В этой стенке есть отверстия, которые открывают когда нужно поддать пару. Ну и, конечно, главное отличие от бани почерному - здесь есть дымоход, и дым выходит наружу, не попадая в помещение. Закаливание. После беседы на классном часе на тему «В здоровом теле- здоровый дух», я задумался. Почему некоторые ученики нашей школы и нашего класса часто болеют, пропускают много занятий? Из интернета я узнал, что если организм у ребенка слабый, то он не может противостоять воздействию разных вирусов. После опроса учеников начальных классов я понял, что некоторые из них не дружат с водой, воздухом и солнцем. Потому что многие в свободное время сидят дома за телевизором или компьютером. Я тоже люблю смотреть телевизор, читать книги и собирать разные конструкторы. После беседы на классном часе, мне захотелось побольше узнать о закаливании. Собрал материалы, рисунки и начал делать работу. Плохо быть не закаленным. Постоял на ветру - и простудился. Помочил ноги в дождливую погоду - опять слег в постель. Чтобы этого не случилось, нужно заниматься закаливанием. Закаленный человек без вреда для здоровья переносит и ветер, и дождь, и холод, почти не болеет простудными заболеваниями. Я решил исследовать: почему я болею меньше, чем мои одноклассники? Когда я был маленьким, я начал закаляться в ванной: Обтираться мокрым полотенцем, обливать сначала ноги, потом полностью. А по утрам я всегда делаю зарядку. А по выходным мы всей семьёй посещаем баню. Также я продолжил закаливание в бане. Я очень люблю париться, после парной обтираться снегом, обливаться прохладной водой, прыгать в снег. И сам не заметил, как я закаляю свой организм. Я люблю заниматься спортом, в классе я являюсь физоргом и почти никогда не болею. Веник в бане. А какая же баня без ароматного веничка? Ведь недаром гласит русская пословица: «Баня без веника – что клумба без цветов». Но какой же веник лучше взять с собой в баню? Каковы целебные качества веника? Для исследования этого вопроса я обратился к литературе. Веники бывают разные. Своевременная заготовка веников много предопределяет в банном деле Предки знали и нам передали, что самое благоприятное время заниматься заготовкой веников для бани – после Троицы и до Петрова дня. Нынче это с 8 июня до 12 июля . Заготавливанием веников на зиму в нашей семье занимается дедушка. Я всегда помогаю ему вязать веники. Веники мы делаем в основном берёзовые и дубовые, липовые. Также из травяные. Мне очень нравиться париться веником дубовым. У него листики более гладкие и мягкие. Ещё дедушка говорит, что главное веники успеть сделать в срок после Троицы. Это важно, чтобы листики не опадали. Ещё в этом году мы попробовали веники заморозить. Финны придумали простой способ – замораживать веники. Если заморозка проводится правильно, ветви сохраняют первоначальные свойства. Для хранения веников подойдет стандартный холодильник с морозильной камерой. Как замораживать веники Для заморозки подходят веники из всех материалов – березовые, липовые, дубовые или травяные. Основное значение приобретает правильная подготовка материала. Процедура включает в себя следующие этапы: 1. До заморозки листья и ветки хранятся не дольше 24 часов с момента их сборки. 2. Собранные материалы промываются в прохладной воде. Ветви желательно замачивать в тазу с холодной водой на несколько часов. 3. После замачивания ветви раскладываются на полотенце и тщательно высушиваются. 4. Сухие ветви собираются в готовый веник и перекладываются в чистый пакет. Для заматывания веника допускается использование пищевой пленки. 5. В холодильнике веники размещаются сверху остальных продуктов, иначе они могут поломаться под тяжестью – замороженные ветви отличаются повышенной хрупкостью. Как размораживать веники Правильная разморозка веника не менее важна, чем заморозка. Если пренебречь этим моментом, веник может легко испортиться и развалиться. Разморозка проходит при учете нескольких правил: • веники размораживаются не ранее 2-3 часов до похода в баню. Доставать материал из морозилки за неделю нецелесообразно; • чтобы разморозка проходила постепенно веник сначала перекладывается из морозилки в холодильную камеру на час и только после этого извлекается наружу. Вместо холодильника также подойдет балкон (в зимнее время) или другое прохладное место; • замороженный веник не подвергается резким сменам температур. «Осторожно, баня!» Все бани как полезны для здоровья, так имеют и противопоказания. А всем ли можно активно посещать баню? По этому вопросу я решил проконсультироваться с врачом. Цель моего интервью – узнать, всем ли полезна баня? Вопросы интервью: 1. Кому показана баня в целях профилактики? 2. Кому баню рекомендуется принимать в лечебных целях? 3. Кому баня противопоказана? Из интервью, взятого у врача-ортопеда Василия Николаевича, сложился перечень показаний и противопоказаний к банным процедурам. Общие показания Профилактика В лечебных целях Восстановление функций организма Склонность к хроническим неспецифическим заболеваниям дыхательных путей и хроническим простудным заболевания Релаксация Вегетативные и психосоматические дисфункции Улучшение работы терморегуляционных механизмов Вегетативные расстройства сердечнососудистой системы Улучшение психоэмоциональной и социальной адаптации Гипертонической болезни Укрепление иммунитета и защитных способностей организма Хронические расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта Хронические заболевания кожи Противопоказания Относительные Абсолютные Возраст более 60 лет, особенно если пациент ранее не посещал баню Страх и негативное отношение к посещению бани Хронические воспалительные заболевания с опасностью их обострения Острые заболевания, сопровождающиеся повышением температуры Мочекаменная болезнь и мочекаменный диатез Стойкая артериальная гипертония с артериальным давлением свыше 200 мм ртутного столба Детям до 3 лет Активный туберкулёз Онкологические заболевания Хронические заболевания почек Психозы и психопатия Эпилепсия Ишемическая болезнь со стенокардией; инфаркт миокарда; врождённый порок сердца и др. Также на многие мои вопросы ответила фельдшер нашей школы Конева Наталья Игоревна и помогла разобраться во многом. Вывод: перед тем как начать регулярное посещение парной, необходимо посоветоваться с врачом, так как баня противопоказана людям, страдающим заболеваниями сердечно - сосудистой, эндокринной системы, хроническими заболеваниями легких, имеющим различные новообразования. Макет бани. Выводы: Цель моего исследования достигнута. Я узнал, что банная процедура: * закаляет * восстанавливает силы * помогает вылечиться от некоторых болезней * повышает бактерицидную функцию кожи * снимает с поверхности кожи омертвевшие клетки * стимулирует кожное дыхание * улучшает водно-солевой обмен * стимулирует деятельность сердца и кровообращение * вентилирует легкие и бронхи * снимает стресс. За время работы по теме я познакомился с познавательными историческими фактами, с очень интересными людьми: работниками библиотеки, врачами, с людьми, которые посещают баню часто и давно, знакомство с которыми обогатило мой кругозор. Баня - это место очищения души, святыня, символ русского народа, который надо чтить и уважать. Надеюсь, что те, кто еще мало знаком с русской баней, горячо полюбят ее. Несмотря на то, что дома есть преотличная ванна, поднимутся ради крепкого здоровья и большого удовольствия на банный полок и вступят в ряды любителей банного жара. Памятка «Спешу в баню». Вместе с учителем мы прочитали о правилах посещения бани, которые сложились в нашем стихотворении-памятке. «Спешу в баню!» Нет на свете краше, Чем парная баня наша! Всех друзей хороших баня Собирает в тесный круг. Баня парит, баня лечит, Баня доктор, баня друг! 1.Но, чтобы пользу от бани взять, Надо, мой друг, Правила знать И строго их выполнять. 2.Поработал ты на славу И устал немного. Отдохни часочка два, А потом – в дорогу, к банному порогу. 3.Кушать много перед баней Очень вредно. И совсем нельзя. Будь умеренным в еде Тогда баня поможет тебе. 4.В каждой бане есть парная. Ты туда скорей иди. Голову покрой вначале, На скамейке посиди. 5.Медный ковш повис на чане. Зачерпни, поддай парку. Пар барашками клубится, Поднимаясь к потолку. 6.Раскраснелось тело в бане, Кровь по телу понеслась. Это значит, что леченья Терапия началась. 7.На верёвке, за трубой Веники висят гурьбой. Есть поменьше, есть побольше - Выбирай себе любой. 8.Веник- парень удалой. Разворотливый, лихой. Разминает, разбивает В теле всяческий застой. 9.Если ты устал слегка, Выйди и попей кваска. После жаркого томленья Кружка кваса так сладка. 10.Сев на лавку, отдохни. Тёплым паром подыши. А вдыхай его ты ртом, Медленно глотая. И тогда ты ощутишь

Комментариев нет:

Отправить комментарий